Как я рисовал бабочек

     В 1990 году издательство "Тропа" под чутким руководством М. Молюкова, запланировало издать серию познавательных иллюстрированных книжек о дикой природе под общим названием "Музей чудес природы", адресованных широкой аудитории. Мне предложили сделать иллюстрации к "Бабочкам" - первой книге этой серии. Главное требование издательства и пожелание автора текста - нарисовать точно, чтобы эту книжку можно было бы использовать как простой определитель видов.
     Я, будучи непрофессиональным художником, с легкостью согласился, хотя никогда до этого бабочек не рисовал, зато был молод и самонадеян.
     Порядок работы был следующий: Автор - Владимир Сергеевич Мурзин, в те годы заведующий лабораторией НИИЯФ МГУ, а на досуге - большой специалист по бабочкам и обладатель громаднейшей коллекции, заранее компоновал страницу будущей книги коллекционными экземплярами в отдельную коробку и передавал мне.
     Я фотографировал бабочек на черно-белую пленку и печатал, увеличивая масштаб. Затем фотографии бабочек вырезались и наклеивались на кальку. Оригинал скомпонованной таблицы был примерно в полтора раза больше (~30*40 см) страницы будущей книги.
     На следующем этапе контуры бабочек (усики, пятнышки, прожилки) прорисовывались твердым карандашом через световой стол на акварельной бумаге - торшоне с обратной (изнаночной) стороны. Я счел, что шероховатая ворсистая поверхность будет лучше держать гуашь и она не будет осыпаться.
     Акварельная бумага увлажнялась, натягивалась на доски и, после высыхания, тонировалась светлым холодным серым тоном. Теперь все было готово для рисования.
     Сначала акварелью прокладывались тени под бабочками, затем гуашью делался подмалевок. Гуашь разводил пожиже, наносил один - два слоя. Точное попадание в цвет необязательно, а чтобы тон был светлее оригинала (а он должен быть светлее) - добавлял белила. Гуашь голландская, чтобы крепче держалась - капельку разведенной ПВА эмульсии.
     Следующий этап - точная передача цвета и тона. Цель достигается тонкими многократными акварельными лессировками. Позволяет достигнуть нужного цвета и глубокой насыщенности. Процесс хорошо управляем, ошибки легко исправляются. Главная трудность заключается в том, что цвет многих бабочек меняется от угла освещения, а есть еще и переливчатые бабочки - к ним требуется индивидуальный подход.
     Последний шаг - нанесение гуашью ярких пятен на крылышках и бликов.
     В книге кроме бабочек есть рисунки куколок и гусениц, но я решил не помещать их на сайте, поскольку гусениц приходилось рисовать не с оригиналов, а с рисунков из старой книги и они получились у меня плоскими. Вся работа заняла у меня почти год (с небольшими перерывами). Оригиналы рисунков, а они по договору остались в собственности издательства, получились на редкость хорошо. Но типографская печать все уничтожила и осталось только жалкое подобие. О чем скорблю.


Картинки с насекомыми для рабочего стола (1920*1080):

Советую сайт. https://welltex.ru/ Welltex.

abratsev@book-ist.ru